Операционные — отражают качественные показатели работы бизнес-юнита и его влияние на бизнес в целом. Ключевые для PO клиента.
Процессные — отражают параметры проектируемых процессов разрабатываемого сервиса. Ключевые для PO проекта.
Метрики технического совершенства — отражают качество процесса разработки. Ключевые для разработчиков. См. «Метрики DORA».
Процессные метрики
Существует три типа процессных метрик
Скорость процесса. Процесс строительства дома за 18 месяцев проходит этапы от «Идея о строительстве нового дома» до «Построенный и переданный в эксплуатацию дом».
Пропускная способность. Мы знаем, что в проектном отделе компании пять инженеров-проектировщиков, каждый из которых одновременно может работать только над одним графиком работ для дома. Значит, параллельно компания может работать не более чем над пятью проектами на этапе создания графика работ. За год получится создать графики работ не более чем для 25 объектов (с учётом отпусков и больничных сотрудников).
Запасы. Сколько человеко-часов, материалов, других ресурсов будет потрачено в рамках процесса (потери и трудоёмкость). На один объект строительства тратится 320 часов инженера-проектировщика, 200 часов специалиста отдела закупки… и т. д. На дом с восемью подъездами по 80 квартир в подъезде требуется: восемь подъездных дверей, 640 входных дверей для квартир и т. д.
Изменения метрик процессов будет говорить об изменении качества процесса.
Использование метрик в процессном моделировании позволяет при автоматизации выявлять узкое место.
Например, в этом процессе мы будем оптимизировать метрику «время». Если сравнить длительность этапов, станет понятно, что «закупка материалов» — не самое узкое место процесса. Оптимизация этого этапа повлияет на общую метрику меньше всего. А вот «Найти исполнителей и подписать договоры» (2 месяца) — логичный этап для оптимизации и улучшения.